Интерактивный портал

Центра занятости населения

Калининградской области

Войти через госуслуги

Историческая справка

История создания Службы занятости
 
Биржа труда существовала и в довоенном Кенигсберге. Она располагалась в здании, где сегодня находится Калининградский юридический институт МВД России (Московский пр.,8)
  
Начало 30-х годов для кенигсбержцев было не самым благоприятным. Так, Фриц Гаузе в книге «Кенигсберг в Пруссии. История одного европейского города» писал: «В конце 1931 года в Кенигсберге насчитывалось 33 тысячи безработных. В течение последних трех месяцев их число увеличилось на 8000. Количество получивших благотворительную помощь увеличилось в десять раз и в марте 1932 года составило около 13 тысяч. Вместе с пенсионерами, получившими маленькие пенсии или социальные пенсии, с инвалидами войны и членами их семей разного рода помощь получало 93000 человек, т.е. четверть всего населения».
         А в 1932 году в статье «Неизвестный Кенигсберг» Мюнхенская иллюстрированная газета сообщала: «Мир до сих пор не информирован о том, что из 300 тысяч жителей города около 60 тысяч живут за счет общественной поддержки и еще менее известно в мире, какую жестокую борьбу ведет этот город старой культуры с упадком экономики».
        После решения Потсдамской конференции 1945 года Кёнигсбергская область была признана владениями Советского Союза. Остро встал вопрос нехватки рабочей силы для восстановления области. Наиболее интенсивно население области пополнялось в 1946-1948 годах, причём рост численности жителей шёл не только за счёт миграционного потока, но и в связи с естественным приростом населения. К моменту завершения массового заселения, в начале 50-х годов, население Калининградской области превысило полумиллионный рубеж. Система органов трудоустройства населения в нашей стране начала формироваться во второй половине 60-х годов. Сначала подразделения службы занятости назывались «Бюро по трудоустройству населения» и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила в основном информационных характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством – предприятие не обязано было это делать. Позднее возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (ГБТИН).
         В ряде регионов, в том числе и в Калининградской области, также были созданы бюро по трудоустройству населения. Это были маленькие, со штатом 6-10 человек, организации с ограниченными задачами и возможностями.
Из приказа отдела по использованию трудовых ресурсов Калининградского облисполкома от 13 мая 1970г. № 26 «Об организации бюро по трудоустройству населения в г. Калининграде»: «Организовать бюро по трудоустройству и информации населения в городе Калининграде на хозрасчетной основе с 18 мая 1970 года и осуществлять его работу в соответствии с Положением и Инструкцией, утвержденными Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов, приказами Госкомитета»
        Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание в 1988 году бюро по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Они создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советов народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями.
       Бюро занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятия, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы бюро по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и, заканчивая, городским.
       Такое учреждение - Областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения был создан по приказу отдела по труду и социальным вопросам Калининградского облисполкома от 15 ноября 1988г. № 10: «Во исполнение решения облисполкома от 5 сентября 1988г. № 157 «О создании и организации работы Калининградского центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения и бюро по трудоустройству населения в городах и районах области».
 
        В перестроечный период в России структурные преобразования вызвали появление безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость. С целью максимального поддержания уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы, была разработана Государственная программа занятости населения.
       1991-1997 годы стали этапами формирования и становления нового государственного института социальной защиты граждан от безработицы – государственной службы занятости. Самым важным моментом стало принятие 19 апреля 1991 года Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Этот день принято считать датой создания государственной службы занятости населения Российской Федерации.
По решению исполкома Калининградского областного Совета народных депутатов от 8 июля 1991 года № 160 «О создании в области органов государственной службы занятости» решил:
создать областной центр занятости населения на базе областного центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, бюро занятости населения в городах и районах на базе городских и районных бюро по трудоустройству. Создать аналогичные бюро во всех городах и районах области.
Областному центру занятости населения организовать учет безработных, выплату им пособий, принимать оперативные меры по их трудоустройству, а при необходимости – переобучению на имеющейся учебной базе по специальностям и профессиям, требующимся народному хозяйству. Совместно с исполкомами городских и районных Советов народных депутатов до 1 августа 1991 года определить круг общественных работ для использования на них временно незанятых граждан, желающих трудоустроиться».
 
     В 1991 году было организовано 18 районных и городских центров занятости населения. Развивается служба психологической помощи – создаются отделы профессиональной ориентации. Вырастает необходимость качественных изменений и определенных стандартов при работе с разными категориями граждан, внедрения новых технологий. На базе Гурьевского городского центра занятости создается «модельный» центр, где идет отработка активных форм политики занятости. Центр становится базовой площадкой для обучения специалистов других центров занятости.
 
      В 1994-1995 годах начинается разработка и внедрение комплексной программы «Катарсис». Служба занятости, с первых дней образования, на территории области осуществляет международную деятельность и принимает участие в различных международных инициативах, проектах и программах.
 
       В период 1998 – 2006 годах деятельность службы занятости осуществляется в условиях нарастания устойчивого спроса на рабочую силу.
 Ликвидируется Государственный фонд занятости населения. Служба занятости переходит от внебюджетного к бюджетному источнику финансирования.
Одним из ключевых направлений деятельности становится профилирование безработных, что позволяет отнести их к определенной категории и реализовать наиболее эффективные подходы к решению их проблем.
Служба занятости совместно с военными комиссариатами, органами местного самоуправления проводят большую работу по социальной адаптации граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы: по информационному обеспечению, профессиональной ориентации, профподготовке и дальнейшему трудоустройству.
 
       С 1 января 2007 года Управление федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области преобразовано в Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области, которое входит в структуру органов исполнительной власти Калининградской области в соответствии с приказом Роструда от 27.10.2006 г. № 274 «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости», Указом Губернатора Калининградской области от 25.12.2006 г. №113 «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области
       С 2007 года центры занятости населения Калининградской области переходят на оказание государственных услуг по административным регламентам – единым стандартам оказания услуг в сфере занятости.
В этот период внедряются современные программные комплексы, позволяющие перейти на новый уровень оказания государственных услуг в сфере занятости, в том числе в электронной форме. Все центры оснащаются информационными киосками. Автоматизированные киоски работают в реальном времени и отображают актуальную информацию о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, вакансиях.
Более оперативным и доступным становится информирование о положении на рынке труда жителей отдаленных районов: центры занятости получают в свое распоряжение мобильные автоофисы.
       Сегодня в числе важнейших приоритетов – повышение гибкости рынка труда, развитие его инфраструктуры, сокращение нелегальной занятости, улучшения качества рабочей силы и ее мобильности. Не менее ответственной задачей является содействие занятости социально уязвимой категории населения: инвалидам, пожилым людям, женщинам, воспитывающим малолетних детей, выпускникам образовательных организаций.
 

                                

                  
 
 
 
 
 Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области»
 
                                               
 
 
      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
ОКАЗЫВАЕМЫЕ ГКУ КО «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
  • гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • проведения оплачиваемых общественных работ;
  • временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
 
ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Лица, обратившиеся в целях поиска подходящей работы:
  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.
       Работодатели, обратившиеся за содействием в подборе необходимых работников:
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.
ВСЕ УСЛУГИ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ
ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО